Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.

Изображение на вазе из кургана Чертомлык. Скифская богиня Аргимпаса

Всем известны гигантские сооружения и рисунки древних цивилизаций от Пирамид в Гизе до геоглифов плато Наска. Их считают уникальными и величайшими достижениями древности, «чудесами света». А как назвать намного более монументальный и величественный объект, построенный нашими предками? Который находится у всех на виду, но его никто не видит? Название у него есть — «Москва».

Если вы интересовались историей города Москвы то, возможно, слышали про всякого рода «сакральные места и символы» как от традиционных светских или православных историков:  «Москва — Третий Рим» и т.д., так и от исследователей индоевропейской традиции, находящих в Москве следы древних верований и обрядов. И что уж говорить о версиях альтернативных историков, своими фантазиями часто опошляющих открытия археологов и краеведов! Это исследование — кроме разрыва шаблона восприятия — поможет вам связать воедино большую часть фрагментарной информации о «сакральной Москве». Нужно не больше минуты, чтобы поделиться с вами этим уникальным знанием. Вы сами легко можете его проверить  — и от восторга забыть, что лайк — это ваша награда автору за его открытие. Поэтому я вас очень прошу подписаться на мои соцсети, сделать репост или прокомментировать.

И так, посмотрим на Москву с высоты. На карте советую отключить все надписи чтобы ничего не отвлекало от рельефа.

 

Выделим красным цветом часть русла Москва-реки в центре города. И получим схематичного человека с поднятыми руками. Неужели совпадение? Смотрим дальше!

 

Голова и две руки
Голова и две руки на карте Москвы

 

Теперь обведём желтым цветом срытый после войны с Наполеоном вал Земляного Города — сейчас на его месте находится Садовое Кольцо. Получился человек с неким нимбом вокруг головы. Идём дальше.

Человек с нимбом на карте Москвы
Человек с нимбом на карте Москвы

Обведём белым цветом границу Белого Города, на месте укреплений которого при Екатерине Второй было устроено Бульварное Кольцо. Теперь вокруг головы у человека с поднятыми руками виден нимб, похожий на изображения на древних иконах… Кстати, ваш внутренний скептик вам ещё не говорит: «это совпадение» или «берега реки облачены в гранит недавно, а раньше русло постоянно менялось»?

 

Фигура человека на карте Москвы с нимбом на месте крепостных стен
Фигура человека на карте Москвы с нимбом на месте крепостных стен

 

Теперь посмотрим на первую нормальную карту Москвы   — «Мичуринский План». Это отметает скептиков: вы сами видите, что и триста  назад  Москва-река уже имела форму головы с поднятой рукой и нимбом из крепостных стен, как и на современных картах.

Кстати обратите внимание, укрепления в южной части Земляного Города имеют совершенно другой «зубчатый» характер, в отличие от участка выделенного жёлтым цветом на современной карте. Это объясняется «защитой от набегов татар» на самом опасном — южном направлении. Видимо крымские татары всегда были такие бестолковые, что перейти вброд Москва-реку и напасть с другой стороны им не приходило в голову. Сарказм.

Для нас главное то, что укрепления на юге сильно отличаются от остального современного «Садового Кольца», а значит мы вполне корректно их не выделили желтым цветом.

Мичуринский План 1739 года на котором всё есть
Мичуринский План 1739 года на котором всё есть

 

Но главное на Мичуринском плане это контуры стен  Кремля и Китай-города, они вместе образуют треугольник, похожий на шапку или… корону!

Схематично на современной карте этот треугольник-«корону» нарисуем синим цветом. Пожалуйста учтите два момента: автор рисует ещё хуже, чем озвучивает ролики на ютубе и то, что за прошедшие столетия застройка и переустройство города очевидно исказили замысел древних строителей.

Человек с короной и нимбом на карте Москвы
Человек с короной и нимбом на карте Москвы

 

Может читателю пора остановиться и всю оставшуюся жизнь успокаивать себя словами про «случайное совпадение»? Ведь увидев однажды этого человека с руками и нимбом будешь видеть его постоянно… Подумайте — дальше пойдут доказательства неслучайности, а это может разрушить ваши уютные представления об истории России. Ну я вас предупредил…

 

Человека на карте Москвы невозможно игнорировать
Один раз увидев человека с поднятыми руками на карте Москвы больше невозможно его не замечать…

Когда обычный человек впервые оказывается на Красной Площади  или видит ее, например, во время Парада Победы по телевизору, у него обычно возникает вопрос о непонятном сооружении похожем на фонтан со странным названием «Лобное место». Впрочем это название кажется странным и непонятным только для современного светского человека, не знакомого с православной религиозной традицией. Там никакого современного «лба» — то есть «части лица между бровями и волосистой частью головы» нет. В Библии «Лобное место» означает «череп» и богословами часто толкуется как «череп Адама» и имеет выраженный религиозный символизм. Кроме того, путаницу добавляют особенности перевода Библии на русский язык. Сравните, например, современный русский перевод Библии «И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, (Мф.27:33)» с английским:  «And when they were come unto a place called Golgotha, that is to say, a place of a skull (King James Bible — Matthew 27:33)».

По моему мнению,  «Лобное место» это устаревший термин, который ошибочно кажется интуитивно понятным, и, по хорошему, его давно требуется переводить «с русского на русский».

Лобное место
Загадочное Лобное место…

Сейчас такой религиозный подход к трактовке названия «Лобное место» считается «единственно верным». Но тут есть ещё один момент: в советские времена «Лобное место» этимологически выводили от понятия «возвышенность, взлобье» — что полностью исключало религиозные мотивы. В пользу «светско-советской» версии играет происхождение славянского слова «лоб» — в этом можно убедиться, например, по ссылке в Этимологическом словаре Шанского.  Возможно истина лежит посередине. Так как при христианском подходе мы, конечно, понимаем значение термина «лобное место» в Библии, но почему фонтаноподобное сооружение в углу Красной Площади является религиозным «черепом Адама», а не светской возвышенностью этот подход, строго говоря, объяснить не может.

А версия «головы с нимбом» — может объяснить!

Посмотрите на наши карты с контуром человеческой головы и нимбом. В самой верхней точке этой головы находится…Лобное место на Красной Площади! Это объясняет, почему «Лобное место» находится в углу площади, почти в закутке — оно явно расположено там, где и должно находиться если рассуждать в логике древних строителей, использовавших речное русло для формирования символической головы и поднятых рук! Напомню, что некоторую поправку необходимо вносить в следствии изменений рельефа и активного строительства за минувшие века.

А что находится в голове у человека? Мозг!

Тогда что означает название Москва? Мозг!

Ну или что-то похожее на мозг…

У слова «москва» много версий происхождения и его происхождение от слова «мозг» (который внутри головы) считается, в общем, лингвофричеством. Этот подход поверяется тем, что в традиционной истории Москва разрослась в столицу много позже, чем было зафиксировано ее название в летописях, в такой ситуации скорее всего никто не будет называть «головным мозгом» обычный деревянный городок. Сейчас общепринятой версией признано происхождение название города от названия одноименной Москва-реки: раз река называется Москва, то новый город на этой реке, соответственно, назовётся Москов. Ну а само название Москва-реки учёные мужи производят от некоего праславянского (или даже от балтийского) понятия означающее что-то влажное, вязкое и жидкое (*mozgъ и т.п.). Что, кстати, не противоречит органолептическим свойствам костного мозга тк это вязкая тёмно-красная жидкость и в некоторых случаях его изымают из тазовых костей доноров с помощью игл.

В этом контексте мне кажется натяжкой считать происхождение «москвы» от расположения в болотистой местности только потому, что болото «влажное, вязкое и жидкое» в то время, когда есть слово с таким же исходным «влажным, вязким и жидким» смыслом,  но при этом ещё и похожее на слово «москва»  — я имею в виду костный мозг. Насколько я могу судить по этимологическим словарям и костный и головной мозг  несколько столетий назад назывался одним словом «мозг». Другое дело, что значение слова «москва» могло переосмысляться и много позже, когда Москва стала достаточно крупным городом — что подтверждается фиксацией в иностранной литературе и картографии старой формы названия Moskov/Moscow и т.д. Свою версию, как Москов стал Москвой я изложу в самом конце, имейте терпение.

Кремль при Иване Третьем
Московский Кремль при Иване Третьем. Васнецов

Тут есть тонкий момент. А почему переосмысление и переименование могло быть только «прямое», а не «обратное»? Например, после получения столичных функций в 14 веке и/или перенесения резиденции Митрополита название Москвы стали вполне логично трактовать, как «мозг». Как говорят учёные, названия большинства рек в Московской области не имеют славянской трактовки, а перешли «по наследству» от ранее обитавших балтийских или финских народов; даже закон такой вывели, что чем крупнее река — тем больше шансов, что она сохранит старое название у новых народов, сменивших прежнее население… Кстати, примером такого «обратного» толкования может служить широко растиражированная в 18 веке  версия из «Киевского Синопсиса» о происхождении названия Москвы от имени библейского Мосоха. Чем эта высосанная из пальца версия отличается от любой другой «народной этимологии» лично мне непонятно — как и причины её популярности. Возможно дело было в том, что «Синопсис» был компилятивным трудом, публиковавшимся для решения политических задач того времени. В общем, надо ещё разобраться, кто тут бОльший лингвофрик! Впрочем подобные дискуссии, я думаю, лучше оставить кабинетным учёным…

Киевский Синопсис
Киевский Синопсис

Самое смешное, что разного рода альтернативщики периодически выволакивают на свет божий эту версию и носятся с ней. В начале 20 века ее приспособил для своих нужд академик Николай Морозов в своей графоманской библии альтернативщиков под общим названием «Христос». В 1990е библейского Мосоха уже из трудов Морозова взяли в «Новую Хронологию» Фоменко и Носовский — но они хотя бы сослались на идеи Морозова. Ну а в 2010х на «Мосох это Москва» накинулась вся альтернативная интернет-шушера с непомерными амбициями на приоритет «открытия тайны названия Москвы»…

Христос. Обложка второго тома работы академика Николая Морозова
Христос. Обложка второго тома работы академика Николая Морозова

А теперь настало время для финального и эпического доказательства неслучайности появления на карте Москвы «головы с нимбом». По идее надо было излагать в другой последовательности и закончить в финале доказательством «Москва значит мозг», но это снизило бы впечатление от поистине космического замысла наших предков.

 

Наслаждайтесь.

 

Посмотрите ещё раз на фигуру с нимбом и поднятыми вверх руками, как будто она кого то приветствует.

Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.
Смотрит на Восток

А теперь на комас: фигура сориентирована по направлению север-юг и её голова смотрит на восток. Она встречает рассвет.

Москва встречает восход Солнца
Москва встречает восход Солнца

Понимаете? Лицо с нимбом повернуто на восход Солнца и встречает его с поднятыми в приветствии руками!

Это не может быть случайностью: несмотря на прошедшие годы общие черты композиции достаточно сохранились и её символика нам понятна.

 

Смотрите: как всё связано и продумано — голова с нимбом приветствует Солнце, на верху головы находится высшее — лобное — место, в голове находится мозг, по названию которого называется и весь город — Москва!

Кого же символизирует эта фигура с нимбом — может быть главу церкви, у которого на голове — на Лобном месте — находится крестик? Но почему радостно руки подняты вверх — это явно не земной слуга встречает небесного господина, а кто-то близкий встречает дорогого ему человека; так встречают женщины солдат, вернувшихся с войны, так матери встречают своих детей, так Богородица встречает своего сына — Солнце!

Москва встречает восход Солнца над храмом
Москва встречает восход Солнца над храмом

Тут по хорошему бы и закончить, дав вам остаться наедине с полученной информацией. Но есть еще несколько соображений, которые могут быть вам интересны, хотя они не столь однозначны как изложенные выше.

У меня есть ещё два аргумента в пользу того, что фигура на карте Москвы изображает женщину. Для этого снова посмотрим на Мичуринский план.

Южная часть Земляного вала
Южная часть Земляного вала на плане Мичурина

По моим ощущением на нём обращённое на восток лицо выглядит более утончённым, женственным, чем на современных картах, что неудивительно: время и гидротехнические работы на Москва-реке сделали профиль лица менее чётким. Облицовка русла реки гранитом очевидно внесла свои коррективы в древнее сооружение.

Теперь посмотрим на зубчатые укрепления на месте Земляного вала на юге Москвы, которые мы не стали отмечать желтым цветом на современной карте так как их форма сильно отличается от той части, которую мы посчитали нимбом. Эти зубчатые укрепления, если их рассматривать, как часть древней композиции очень напоминают женские украшения, традиционные для русской женской одежды или части покрывала на голове Богородицы в христианской иконографии.

 

Очелье или венец у незамужних славянских девушек
Очелье или венец у незамужних славянских девушек

Кстати аргументом в пользу того, что это именно фигура Богородицы из Православной традиции будет ее похожесть на широко распространенный иконописный тип Богородицы с поднятыми вверх руками под названием Оранта (то есть молящаяся). В этом случае Богородица может изображаться одна, без Младенца,  и только по грудно или по пояс. Поднятые руки символизируют заступническую молитву или Второе Пришествие Христа. В русском Православии особым эпитетом Богоматери Оранта является «Нерушимая Стена», связанный с мозаикой в Киевском Софийском Соборе, которая чудесным образом никогда не была разрушена, что породило церковное предание о том, что столица не погибнет, пока её охраняет икона «Несокрушимая Стена».

Фигура на карте Москвы и Богородица Оранта
Фигура на карте Москвы и Богородица Оранта

Тут строго говоря подходят все варианты смыслов: Богородица может и защищать от врагов, и ждать Второго Пришествия, и молиться за людей. А может и всё сразу. На голове у Богородицы накинут платок-мафорий, в русской традиции называемый «покров». Потому ещё одним подтверждением версии с фигурой Богородицы будет очень точно расположенный над головой фигуры — на месте мафория-покрова — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (он же Храм Василия Блаженного) — что со своей стороны делает логичным именно такое название храма. Сейчас я процитирую, якобы старинное описание иконы «Нерушимая Стена» из Киевского Софийского Собора, так, как ее приводят на Православных сайтах. Слово «якобы» я использую так как мне не удалось найти первоисточник цитаты за разумные сроки, впрочем сути описания отсутствие ссылки на первоисточник не меняет: в корректности описания можно убедиться глядя на саму икону. «Рост Бо­го­ро­ди­цы ис­по­лин­ский, как и все Ее де­ла на Ру­си. Она сто­ит на зо­ло­том кам­не, в не­зыб­ле­мое ос­но­ва­ние всех при­те­ка­ю­щих к Ее за­щи­те. Не­бес­но­го цвета Ее хи­тон, черв­ле­ный по­яс и на нем ви­сит лен­ти­он, ко­то­рым Она оти­ра­ет столь­ко слез. Ла­зу­ре­вые по­ру­чи на воз­де­тых к не­бу ру­ках. Зо­ло­тое по­кры­ва­ло опус­ка­ет­ся с Ее го­ло­вы и пе­ре­ве­ше­но в ви­де омо­фо­ра на ле­вое пле­чо, на знамение Ее покрова, шир­ше­го об­ла­ка, по гла­су цер­ков­ных пес­ней. Свет­лая звезда го­рит на че­ле Бо­го­ма­те­ри и две звезды на ра­ме­нах: ибо Она Са­ма, Ма­терь Не­за­хо­ди­мо­го Све­та, бы­ла для нас за­рею Не­за­хо­ди­мо­го Солн­ца».

 

Шестиметровое изображение молящейся Божьей Матери Оранта на вогнутой поверхности купола над алтарем Софиевского собора в Киеве
Шестиметровое изображение молящейся Божьей Матери Оранта на вогнутой поверхности купола над алтарем Софиевского собора в Киеве

Если сопоставить эту икону с московской фигурой, то «звездой на челе» может являться всё тот-же Собор Покрова на Рву, чью небесную — даже астрономическую — символику я рассмотрел в статье и ролике «Раскрыта тайна куполов Храма Василия Блаженного«. А «двумя звездами на раменах» тогда могут являться Донской и Данилов монастыри соответственно.

Давайте посмотрим на «точки перегиба» русла реки, образующие «московскую фигуру». Мы увидим в них важные «сакральные места Москвы», о которых пишут  довольно хаотично профессиональные исследователи и энтузиасты любители. Некоторые авторы пытаются обнаружить систему в их расположении, но не понимая общего замысла древних строителей такая систематизация часто носит фрагментарный и надуманный характер. Пойдем с востока на запад вдоль русла Москва-реки.

 

21 "Сакральное место" на карте Москвы
21 «Сакральное место» на карте Москвы

1. В основании руки — построенная в начале 16 века Церковь Вознесения Господня в Коломенском, имеющая, по моему мнению, при взгляде сверху следы планировки в виде солярного символа «свастики». Хотя из-за обилия артефактов можно считать и почти весь Музей-заповедник Коломенское «сакральным местом», в частности Храм Казанской иконы Божьей Матери

Вид села Коломенского. начало 19 века. Художник Фёдор Алексеев.
Вид села Коломенского. начало 19 века. Художник Фёдор Алексеев.

2. В верху руки — древний Николо-Перервинский монастырь, в котором находится собор Иверской иконы Божией Матери, второй по величине в Москве после Храма Христа Спасителя. Тут важный момент: монастырь несколько смещен относительно верха руки, что может быть с одной стороны связано с тем, что он находится на низком берегу, а река без гранитных берегов может менять течение и представлять опасность для строений или даже река сдвинулась в сторону за прошедшие столетия. Само название местности «Перерва» означает  «где вода прорвала новое русло». А кроме того монументальный Иверский собор построен в начале 20 века и вряд ли при этом соблюдалась сакральная  география, но тем не менее второй по величине собор Москвы построили в захолустье явно не случайно, видимо какие-то отзвуки древней традиции сыграли в этом роль. Например, во вкладной монастырской книге за 1649 г. записано, что на территории монастыря  «строилась новая каменная церковь Успения Богородицы», но знание о том где она стояла и когда её разобрали обитатели монастыря почему то утратили.  В добавок на его официальном сайте приведена информация о прямой связи собора с Красной площадью через принадлежавшую монастырю Иверской часовни у Воскресенских ворот Красной площади.

Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери
Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери

 

3. В основании руки, в районе Даниловского моста сейчас следов ничего древнего нет, но, скорее всего это связано с тем, что «московская фигура», говоря современным языком была вторична по отношению к фортификации — а территории за южной частью Земляного вала в 15-17 веках непривлекательны из-за татарских набегов — поэтому народная мудрость «на бога надейся, а сам — не плошай» получила в этом смысле реальное воплощение. Духовная поддержка в виде «Несокрушимой стены» — штука хорошая, но только в дополнение к настоящим стенам! А может, если «московская фигура» имеет более древнее происхождение (об этом ниже), то банально время до нас не сохранило следов культовых сооружений в том месте. Теоретически можно было бы порассуждать на теме его первоначального названия — Алексеевский («Алексей» с греческого переводится, как «Защитник») — но поскольку «всем известно», что мост во время строительства назван в честь наследника Николая II, то в отсутствие данных о том, что на местности до строительства моста был соответствующей топоним делать этого не стоит.

Даниловский он же Алексеевский железнодорожный мост начала XX века.
Даниловский он же Алексеевский железнодорожный мост начала XX века.

4. На верху шеи расположен древний Данилов монастырь, с построенным в 16 веке  (хотя и перестроенном в дальнейшем) Храмом Святых отцов семи Вселенских соборов. Кроме того в 17 веке в монастыре был построен придельный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.
Храм Святых отцов семи Вселенских соборов. 1883 год

 

5. Напротив подбородка — первоначальное местоположение Симонова монастыря, на его месте находится «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове», где похоронены герои Куликовской битвы: Пересвет и Ослябя

Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в 1840-е годы

6. Напротив рта  — Симонов Успенский монастырь, построенный вокруг Храма Успения Пресвятой Богородицы, древний храм был взорван в 1930 году для строительства Дома Культуры ЗиЛ. От Монастыря осталась только Южная стена с тремя башнями и Храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.
Симонов монастырь.

7. Напротив носа — Крутицкое патриаршее подворье, первоначально основанное, как монастырь Петра и Павла аж в 1264 году. Одноименный храм был в 16 веке перестроен и перекрещён в виде Собора Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах 1882 год
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах 1882 год

8. Напротив глаз — Новоспасский монастырь, основанный в конце 15 века переехавшей из Кремля монастырской братией из монастыря Спаса на Бору. А первый на его территории каменный собор Спаса Преображения был построен в 1494 году.

Новоспасский Монастырь. 1911-1912 года. Фотограф С.М. Прокудин-Горский
Новоспасский Монастырь. 1911-1912 года. Фотограф С.М. Прокудин-Горский

Далее по реке от Таганского холма до Храма Христа Спасителя идут практически сплошные «сакральные места», но попробуем выделить из них ключевые: слева — храм Христа Спасителя, а по Центру — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

9. У начала нимба — известная с древних времен,  Вшивая или Швивая горка (Таганский холм), там исторически сложилась застройка с достаточно большим количеством церквей,  например: известный с 15 века  Храм Никиты Мученика на Швивой горке или Церковь Николая Чудотворца на Болвановке, который сейчас приписан к известному с начала 16 века Храму Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. А на 5-м Котельническом переулке в старину находился даже небольшой Спас-Чигасов монастырь.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Фото 1882
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Фото 1882

10. На верху головы — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), с ним всё уже сказано.

Разгадка 400летней тайны цветовой раскраски куполов Храма Василия Блаженного

 

11. В области затылка головы — Храм Христа Спасителя, построенный в середине 19 века  на месте Алексеевского стародевичьего монастыря, который в свою очередь переехал туда в 16 веке после пожара в Зачатьевском монастыре. С первого раза и не разберешься. В следующем пункте поясню так как мне кажется это важным.

Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.
Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса 1838.

12. На 500 метров южнее вдоль реки находится Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Он был основан в 1360 годы Митрополитом Алексием и имел два названия.  Алексеевский по названию храма  во имя преподобного Алексия человека Божия (это католический святой, имя которого чудесным образом совпало с именем Митрополита основавшего монастырь) и Зачатьевский по названию  собора Зачатия святой Анны. После того, как в середине 16 века монастырь сгорел и был отстроен на 500 метров дальше, на прежнем месте продолжалась религиозная деятельность и в 1584 году там был открыт новый монастырь и построены каменный собор Зачатия святой Анны и Богородице-Рождественская церковь.

Зачатьевский монастырь. 1882 год
Зачатьевский монастырь. 1882 год

Теперь будет интересное замечание, которое может быть очень интересным совпадением, а может и не быть. Мне кажется симметричной ситуация с религиозными объектами симметрично расположенными относительно головы. Сравните пункты 5 и 6 в которых говорится о первоначальном местоположении и переезде мужского Симонова монастыря с пунктами 12 и 13 о первоначальном местоположении и переезде женского Алексеевского монастыря. Очень похожая ситуация с поправкой на пол верующих.  И уж совсем интересным совпадением является инверсия — строительство на месте Алексеевского женского монастыря выражено «мужского» храма Христа Спасителя при царе, и создание женской тюрьмы большевиками на месте мужского Симонова монастыря. По преобразованиям 19-20 веков у меня нет идей, кроме «какое интересное совпадение». А вот по симметрии где направо от Кремля по реке располагаются мужские монастыри с ориентацией на храмы в честь Богородицы, а по левую сторону — женские монастыри с ориентацией на мужские образы и продолжение рода. Разумеется специфика мужских монастырей, более ориентированных на женские образы и женских монастырей — на мужские и репродуктивные образы скорее всего может быть следствием природы человека разделенного на полы. А вот расположение монастырей по принципу «мужчины справа, женщины слева» мне кажется сознательно организованным. С другой стороны довольно компактное расположение нескольких женских монастырей по соседству с местностью, именуемой «Девичье Поле» кажется довольно логичным.

13. Примерно там где заканчивается нимб находится Большой Чудов переулок, названный по имени подворья Кремлёвского Чудова монастыря. Кроме названия переулка там ничего не осталось.  Хотя его интересно сопоставить с Крутицким подворьем почти симметрично расположенным с другой стороны «головы» (о нем было сказано в пункте 7).

Большой Чудов переулок на карте современной Москвы
Большой Чудов переулок на карте современной Москвы

14. У основания шеи находится ставропигиальный мужской Андреевский монастырь в ПленнИцах. Он основан в 13 веке, но документальные упоминания о нем есть только с середины 17 века. Тогда же была построена Воскресенская церковь, перестроенная в начале 18 века. Рядом с ней располагалась в последствии разобранная Покровская церковь.

Андреевский монастырь. Авторство: A.Savin.
Андреевский монастырь. Авторство: A.Savin. Википедия.

Как видим продолжается тенденция разделения только уже не по половой принадлежности монастырей, а по половой принадлежности объектов поклонения: справа от Кремля — Богородица, слева от Кремля — мужские образы. Хотя объекты, связанные с Богородицей находятся со всех сторон, поэтому тенденция на такое разделение — исключительно субъективное предположение автора, которое доказать вряд ли возможно.

15. На плече расположены Воробьёвы горы, их очевидная «сакральность» в виду доминирующей возвышенности сомнений не вызывает, там первоначально планировалось построить Храм Христа Спасителя, но что то пошло не так… В виду отсутствия там значимых православных объектов, обычно исследователи рассматривают связанные с Воробьёвыми горами разного рода языческие и фольклорные аспекты.

Современная реконструкция языческого капища. Битцевский парк, Москва.
Современная реконструкция языческого капища. Битцевский парк, Москва. На Воробьёвых горах такую реконструкцию установить невозможно из-за Смотровой площадки и здания Университета.

16. Изгиб руки — Новодевичий монастырь. Тут всё ясно и без комментариев. Основан в 1528 году. Женский монастырь. Следует обратить внимание на построенный в середине 16 века Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери в котором хранилась весьма почитаемая чудотворная Иверская икона Божией Матери. Я предлагаю сопоставить с Иверским собором Николо-Перервинского монастыря из пункта 2.

Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь

17. Середина руки — несохранившийся Савинский монастырь, известен с 15 века. На его территории  в конце 16 века на месте деревянного был построен каменный храм Саввы Освященного. В 16 веке в монастыре располагались патриаршие палаты. Некоторое время он был   женским монастырём под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим полем». В конце 17 века монастырь был упразднён. А храм Саввы Освященного уже в качестве церкви дошёл 30х годов 20 века и был разобран. В общем опять присутствует женский монастырь с ориентацией на образ святого мужского пола.

Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле.
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле.

18. Верх руки — тут на выбор: высотное здание гостиницы «Украина» или Дом Правительства России на другом берегу. Почему всё только современное, хотя место очень выигрышное, и эти два объекта подтверждают такую мысль? По моему мнению дело в том, что оба берега реки использовались для добычи строительного материала, известняка. Дорогомиловские каменоломни и тд периодически в 20 веке напоминали о себе провалами грунта. Скорее всего объекты в тех местах просто не пережили строительного энтузиазма как наших предков, так и современников. В районе  современного дома по адресу улица Б. Дорогомиловская, д1 находился известный с 1625 года храм Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе, в 18 веке был построен в камне. В начале 20 века храм был существенно увеличен — перестроен по образу Храма Христа Спасителя, старый храм был частично поглощен новым зданием. Богоявленский собор в Дорогомилове стал вторым по вместимости храмом Москвы — он был рассчитан на 10 000 человек. В 27 сентября 1938 году собор взорвали. Насколько корректно его включать в обсуждаемый «сакральный список» я не знаю тк он находился чуть в стороне от реки, хотя по данным православных историков этот храм специально строился у воды, чтобы в престольный праздник от него к иордани на Москва-реке шёл крестный ход.

Богоявленский собор в Дорогомилове
Богоявленский собор в Дорогомилове

 

19. Низ руки  у изгиба.  Тут я ничего интересного не нахожу, возможно по той же причине, что и в предыдущем пункте: интенсивная добыча стройматериалов и активное строительство. Но кое что имеет смысл прокомментировать. Теоретически можно считать, что располагавшееся вдоль Москва-реки Доргомиловское кладбище (между пешеходным мостом Багратион, Дорогомиловским мостом и Кутузовским проспектом) и примыкающее к нему еврейское кладбище  были организованы на месте каких-то древних объектов — но об этом можно только гадать. Судя по описаниям в то время местность была сильно пересеченной и, возможно, носила следы земляных работ или раскопок. Кто теперь отличит по описаниям эти следы от следов добычи известняка для строительства? Дорогомиловское кладбище было официально организовано в 1771 году, как чумное кладбище «вне городской черты». Видимо городские власти и тогда не очень дружили с головой т.к. надо было умудриться захоранивать умерших от опасной эпидемии на берегу реки, которая потом течет через весь город. Ну или московские власти этим мероприятием «хотели что то скрыть». Впрочем, тупость начальства 18 века намного меньше тупости партийных бонз 20 века. Коммунисты построили на месте кладбища «элитное» жильё, где «получили» квартиры аж два генсека: Леонид Брежнев и Юрий Андропов.

Тайна богини Москвы. История величайшего геоглифа в мире.
Строительство «Дома генсеков» по адресу Кутузовский 26

Интересно, они распределяли такие квартиры с учетом национальности: Андропов поближе к разоренным могилам еврейских предков, а Брежнев к могилам русских? Время расставило всё по своим местам и теперь «элитная недвижимость» на бывшем кладбище стоит соответственно качеству жилплощади. Вообще дорого, но по сравнению с соседними современными «элитками» скорее дёшево.

Набережная Тараса Шевченко 1964 Выбор натуры для съемки фильма Сказка о потерянном времени
Набережная Тараса Шевченко 1964 Выбор натуры для съемки фильма Сказка о потерянном времени

Эта фотография Набережной Тараса Шевченко намного интереснее, чем кажется. Я это сразу понял, когда при работе над оформлением моего исследования увидел её на сайте PastVu с подписью: » Выбор натуры для съемки фильма «Сказка о потерянном времени». На берегу Москва-реки стоит оператор С. Рубашкин. » — к тому же на  PastVu  фотография попала с  сайта Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Я сразу понял её смысл: «Пожилой еврей стоит на разоренном старинном еврейском кладбище, от его предков не осталось и следа. Только эта фотография: и он ничего не может с этим поделать… вот такая грустная сказка о потерянном времени». Это одна из самых сильных фотографий о судьбе и жизни еврейского народа. Всё было так очевидно… Я для проверки своей интуиции  загуглил оператора с русской фамилией Рубашкин. Им ожидаемо оказался уроженец Витебска Самуил Яковлевич Рубашкин, 1906 года рождения. Значит на момент съемки фотографии ему было 58 лет и «реновация» происходила — и судя по отвалам грунта — ещё происходит у него на глазах.  Как вы понимаете, на территории древней Москвы похожая история происходила за минувшие века неоднократно и с разными народами. Память о событиях утрачивается и в глазах новых жителей история их города будет сильно искажаться. Если даже о событиях XX-го века в этих местах многие не в курсе и бывают шокированы,  когда при земляных работах во дворах «элитных» домов случайно извлекаются специфические «артефакты» прошлого, то что говорить о событиях которые от нас отстоят на сотни и тысячи лет? Вот оставил для потомков Рубашкин (или его товарищи) такую фотографию «выбора натуры» с «двойным кодированием» философского «потерянного времени» и даже обеспечил сохранность фотографии в музее: по другому в условиях специфики советского государства сохранять подобную память было затруднительно — и что? Разве без дополнительных комментариев можно понять её смысл? А как быть, когда до нас не дошли ни летописи, ни изустные предания о древней истории? Придумывать гипотезы без достаточных оснований и путаться даже в простых вещах?

Сейчас будет пара слов о краеведческой путанице. Ещё чуть дальше, на самом изгибе Москва-реки находилось небольшое деревенское кладбище деревни Фили (в которой было принято решение сдать Москву Наполеону),  на некоторых картах, на мой взгляд не совсем корректно, отмеченное как «армянское». Дело в том, что первоначально деревня Фили находилась вдоль дороги на месте современного Кутузовского проспекта, а более новая  деревня Фили находилась примерно в километре на Северо-Запад и называлось также Покровское или Покров по названию одноименного храма. И строго говоря про «Фили-Покровское» правильно говорить «село Фили» тк село — это населенный пункт с церковью, а деревня — без. Кстати, в интернете распространена довольно сумбурная информация мемуарного характера о застройке этих кладбищ в середине 20 века. Мне бы хотелось попросить интернет-краеведов аккуратнее писать на эту тему т.к. воспоминания об эксгумации и строительных работах в районе Дорогомиловского кладбища эмоционально и безосновательно некоторые авторы переносят на небольшое Филёвское кладбище, по которому информации почти нет. Возможно на нём после ликвидации владельцем старой деревни Фили и производились захоронения армян «де факто» сделавшие старое деревенское кладбище «армянским», но этот процесс скорее всего был аналогичен появлению неофициальных «армянских кладбищ» в конце двадцатого века за счёт компактных захоронений выходцев из Армении на обычных кладбищах.

Район деревни Фили 1838 Топографический план Москвы
Район деревни Фили 1838 Топографический план Москвы

20. Низ руки, конечная точка нашего обзора. На правой стороне реки прямо на берегу, в районе современного Белорусского моста находилось село Покровское (оно же Фили), скорее всего названное по имени находящегося неподалёку величественного  Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях возведённого в 17 веке на месте одноименного деревянного храма. Что интересно этот Храм, по мнению некоторых историков, был как бы восстановленным на новом месте после разрушения во времена Смуты в начале 17 века  церкви Покрова Богородицы на Городище, находившейся в 5 километрах западнее на территории знаменитого Кунцевского Городища. О нём мне есть что рассказать, но сейчас это нас отвлечёт от основной темы. Важно то, что в районе Филей издревле находятся какие-то значимые культовые объекты, пусть даже и их переносили с места на место по разным причинам.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

 

21. Для объективности необходимо посмотреть на ещё один пункт, выбивающийся из общего ряда отсутствием христианской компоненты. Этот дополнительный пункт может заменить предыдущие два. Речь о Поклонной горе. Сейчас она срыта, но в старину она являлась высоким холмом между Москва-рекой и впадающими в неё речками Филька и Сетунь. Не случайно Кутузов проводил совет в старых Филях, расположенных почти на склоне Поклонной горы: это была высотная доминанта на которой рассматривалась возможность дать Наполеону сражение у стен Москвы. С Поклонной горой по мнению собирателей фольклора и любителей старины у населения местных деревень были связаны некоторые обряды и мероприятия, которые могут быть пережитками древних культов плодородия и т.п. И, соответственно, Поклонная гора являлась, скорее всего, «сакральным местом» у наших предков, если конечно восторженные фольклористы не ошиблись и не приняли за осколки ритуалов обычные деревенские развлечения простых людей. А даже если Поклонная гора и была дохристианским культовым местом, то нельзя исключить банального наложения нескольких несвязанных между собой «сакральных систем».

Вид на Москву с Поклонной горы конец XIX - начало XX века.
Вид на Москву с Поклонной горы конец XIX — начало XX века.

Ошибка большинства исследователей «сакральной Москвы» в том, что они пытаются впихнуть в рамки единого обрядового процесса все значимые места Москвы. Хотя на мой взгляд ситуация аналогична наложению нескольких Генеральных планов застройки Москвы разных лет. Например, есть централизованная система улиц и домов Послепожарной Москвы и есть «Сталинский план» 30х годов двадцатого века. Соответственно, когда энтузиасты-краеведы через много тысячелетий попробуют рационально связать воедино результаты внедрения этих обоих планов, то скорее всего придут к комичному выводу: «в древности в Москве был религиозный культ выращивания каменных домов — поскольку вначале дома стояли рядом, а потом, когда дома созревали, их снимали с фундаментов и вручную, с помощью механических домкратов, отодвигали друг от друга». Поэтому, например, гипотетическая система календарных обрядов на московских возвышенностях и низинах может совершенно не зависеть от обнаруженной нами религиозно-фортификационной «головы с нимбом». А если у них на самом деле были точки пересечения, то всё многократно усложняется для понимания. Кроме того, замещение традиции, очевидно, сопровождалось «эксцессами» в которых носители нового религиозного мировоззрения всеми силами вытесняли память о древней традиции, о накале страстей можно судить по современным примерам:

Было - стало. Чур Перуна на языческом капище в Битцевском парке, Москва.
Было — стало. Чур Перуна на языческом капище в Битцевском парке, Москва.

 

Кстати — эти два примера можно саркастически использовать в духе картинок из детских журналов для проверки внимательности — «Найдите на картинках 10 отличий»…

Было - стало. Валун на языческом капище в Битцевском парке, Москва.
Было — стало. Валун на языческом капище в Битцевском парке, Москва.

 

Ещё один источник ложных гипотез хорошо иллюстрируется на примере Египетских пирамид. Сами по себе пирамиды в математике являются хорошо изученными объектами для которых найдено очень много интересных закономерностей — они занимают достойное место в книжках по занимательной математике. Например, можно нарисовать вокруг пирамиды много окружностей и получить красивую фигуру. Или «развернуть» элементы пирамиды в красивый ряд чисел.

Фантазия нейросети на египетскую тему по запросу автора статьи
Фантазия нейросети на египетскую тему по запросу автора статьи

Что же делают восторженные — или непорядочные — исследователи? Они берут умозрительные результаты математиков и присобачивают их к реальной Пирамиде Хеопса. И предлагают нам восхититься «уровнем знаний египтян». При всём уважении к мудрости строителей пирамид, они однозначно не могли зашифровать в одной пирамиде все возможные математические выкаблучивания, которым нет числа. Таким «исследованиям» уровнем от маргинальных публикаций до документальных фильмов с гигантскими бюджетами и миллионами просмотров, вроде «Тайны Пирамид», тоже нет числа.

Раз уж я начал  — то сейчас я вам покажу интересную закономерность для Москвы, которая чем то похожа на трюк с пирамидами. Нарисуем окружность последовательно проходящую через Поклонную гору, Воробьёвы горы и «Коломенскую гору» в Парке Коломенское.  Строго говоря речь может идти не об окружности, а только о кольце т.е. пространстве между двумя концентрическими окружностями куда попадают эти объекты.

Центр окружностей - на пересечении желтых линий
Центр окружностей — на пересечении желтых линий, в Новоспасском монастыре

Центр этой окружности — как «неожиданно» — находится прямо в старинном Новоспасском монастыре (в нашем списке он идет под номером 8). Дуга от Поклонной горы до Коломенского составляет треть от окружности и вдобавок на ней мы с удивлением обнаруживаем современный горнолыжный комплекс у станции метро Нагорная. Более того. В том районе в древности был топоним «Поклонная Гора»! Да-да: точно такой же, как и на современной Поклонной горе на Кутузовском проспекте. То есть дуга делится на примерно равные части этими четырьмя горами.

 

Поклонная Воробьева Нагорная и Коломенская горы на одной дуге
Поклонная, Воробьева, «Нагорная» и «Коломенская» горы на одной дуге

Для смеха проведем еще один радиус, чтобы вся окружность поделилась на три равные части. Этот радиус попадает в ещё одну — Соколиную — гору!

Линии из центра к Поклонной, Коломенской и Соколиной горам
Линии из центра к Поклонной, Коломенской и Соколиной горам

Заодно напомню вам городскую легенду о том, что в находящемся рядом Парке Сокольники древние скифы спрятали артефакт «Колесо Судьбы» и предложу посмотреть на изображение скифской богини с поднятыми руками и на карту Москвы с учетом этой информации. И ещё на картину женщины — «Москва-реки» в углу Плана Ивана Мичурина. Картограф 18 века явно что-то знал…

Изображение на вазе из кургана Чертомлык. Скифская богиня Аргимпаса
Изображение на вазе из кургана Чертомлык. Скифская богиня Аргимпаса.

А если в двух оставшихся третях нашей окружности найти по четыре точки, то получим на месте Москвы древний календарь из трёх сезонов по четыре месяца. О трехсезонных календарях у племен живших на европейской прародине славян «между Рейном и Дунаем» упоминал ещё древнеримский историк Тацит.

Трехсезонный календарь или Колесо Времени с Уроборосом и богиней Москва-реки с Плана Ивана Мичурина
Трехсезонный календарь или Колесо Времени с Уроборосом и богиней Москва-реки с Плана Ивана Мичурина

Тогда получается, что окружность с календарём — это символическое «Колесо Времени», которое вращает Москва-река, она же Смородинка, река между мирами, между Явью и Навью.  Живите с этим.

 

В итоге, что мы видим: по контуру «московской фигуры»  находятся религиозные объекты посвященные Богородице. Их объединяет древность и монументальность (это моя субъективная оценка). Немного выбиваются из этой логики женские монастыри в районах, прилежащих к Девичьему полю и больше (по моему субъективному мнению) ориентированных на поклонение объектам мужского пола. Но с другой стороны концентрация женских монастырей может указывать на следы некой традиции, которая объясняет отсутствие значимых объектов, связанных с Богородицей достаточностью или даже необходимостью для «сакральных» нужд наличия в это месте монастырей с женским персоналом. Не знаю как корректно выразить мысль. Прошу прощения если такой речевой оборот вам показался неуместным.

 

Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери очень похожи на изображение Скифской Богини на вазе из кургана Чертомлык
Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери очень похожи на изображение Скифской Богини на вазе из кургана Чертомлык

Если принять условно «русскую православную версию» появления «московской головы» то она вполне согласуется с традиционными историческими представлениями. Напомню, что современные стены Кремля были построены в начале 16 века, Храм Василия Блаженного в середине, а укрепления Белого и Земляного города в конце 16 века.  Все эти мероприятия заняли около ста лет до завершения, но очевидно они были сначала запланированы и только потом воплощены. Это отлично синхронизируется с весьма системной и последовательной деятельностью нескольких правителей подряд по «собиранию русской земли» вокруг Москвы, освобождению от татаро-монгольского ига и борьбой с осколками Орды. Традиция обращаться к Богородице для защиты Руси от набегов татар, была столь значима, что река Угра носила название «Пояс Богородицы».

Стояние на Угре. А.Седов
Стояние на Угре. А.Седов

Напомню, что именно «стояние на Угре» русских войск против татар хана Ахмата в 1480 году освободило Русь от татаро-монгольского ига. Отступление татар без генерального сражения было воспринято современниками, как божественное чудо, заступничество Богородицы. А река Угра стала называться «пояс Богородицы». В этом контексте совершенно не удивительно, что при планировании системы фортификации Москвы строители обыграли естественный рельеф русла, напоминающий изображение молящейся  Богородицы.

 

Надеюсь ни у кого сомнений не вызывает, что такой масштабный объем строительства однозначно происходил с использованием последних достижений картографии, а уж при наличии карты религиозному человеку на ней легко заметить популярный иконописный сюжет Богородица Оранта. Так же очевидно, что  проектная документация, включая карты укреплений, была секретной и особо охраняемой, известной только узкому кругу доверенных лиц. Поэтому не удивительно, что в процессе Смуты и смены династии Рюриковичей на Романовых — то есть революции и гражданской войны с интервенцией — секретные карты и «хранители тайн» были уничтожены, а с ними были утрачены знания о «сакральном» значении системы обороны Москвы. Возможно какие то элементы тайных знаний сохранились в виде каких то традиций и преданий, а может это связано только с монументальностью построек, которые несмотря на прошедшие пять столетий  во многом сохранились, а предания являются обычным городским фольклором.

 

Кремль и Китай Город в 1707 году
Кремль и Китай Город в 1707 году

И ещё. Кремль и Китай-город мне кажется играют в этом случае только фортификационную роль тк нарисованный из них треугольник, не имеет особого смысла в роли короны или шапки поверх покрова на голове Богородицы. Вполне вероятно, что сначала был построен Кремль, а строительство укреплений «головы Богородицы» как единого объекта началось только при величественном и набожном Иване Грозном, который венчался на царство в отличие от своих предшественников. И такое масштабное и помпезное строительство вполне соответствовало концепции Царской Власти.  С другой стороны на иконах иногда нимб или его части изображался треугольным… Ниже я предложу вариант, в котором этот треугольник может иметь смысл: только в этом случае он будет не христианский…

Я обещал в конце объяснить причину фиксации у иностранцев  формы «Москов» вместо Москва. На мой взгляд историка-любителя это  произошло в 16-17 веках, хотя, сейчас доказать это затруднительно если не невозможно. Но в рамках информации, которой я с вами поделился, замена в русском языке мужского названия Москов на женское Москва весьма вероятно связана с тем, что в мужском «граде Московом» появилась женская фигура. А для иностранцев этот нюанс был незамечен или из-за секретности или просто в виду того, что у них признак женского рода формируется не с помощью окончания «-а». Прошу дорогих лингвистов и историков меня простить за такое упрощение и терминологию.

Объективности ради я должен упомянуть ещё альтернативные варианты тк достаточно большое количество исследователей сакральной географии Москвы приводят факты из фольклора, летописей и малоизвестных работ исследователей прошлых веков, которые довольно убедительно свидетельствуют в пользу нахождения на территории Москвы дохристианских или нехристианских культовых мест, объединённых в общую систему. А так же есть исследователи истории религии, которые тоже очень убедительно доказывают наличие поклонения Солнцу, которое было заменено современным христианством — причём во многом на инфраструктуре из храмов солнцепоклонников. По этой версии «христианская Богородица» — это Звёздное небо, чьи храмы украшены синими куполами со звёздами, а бог-сын это Солнце, с золотыми куполами на храмах.

Богородица - символ Звёздного Неба
Богородица — символ Звёздного Неба? Фреска церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 — 1315 годы

Иные исследователи говорят о возможных в прошлом существенных изменениях внутри самого христианства или даже Православия, о которых обычные люди не имели понятия или просто забыли. Или нас всех обманули и продолжают обманывать. В общем очень много версий от разных авторов.  Я не буду с ними спорить, а замечу, что в христианстве существовала традиция строить храмы на месте языческих святилищ. Поэтому, теоретически, возможно существование головы некого дохристианского божества или человека, приветствующего восход Солнца или что то наподобие. Тогда, возможно, и треугольник из Кремля и Китай-города будут смотреться не короной или моей ошибкой исследователя, а частью украшения «московской головы». Напомню, что тот же сюжет Оранты (человеческой фигуры с поднятыми руками) существовал задолго до христианства у разных народов, иногда в качестве символа души — поэтому настаивать на том, что в Москва-реке сокрыта фигура Богородицы Оранта, я не имею морального права. Что, впрочем, не отрицает возможности у наших предков переосмысления в христианском смысле изначально языческого, дохристианского объекта. Давайте посмотрим в прошлое Москвы и попробуем убрать христианскую символику…

Мы увидим фигуру русской женщины в кокошнике, а не с нимбом, с украшением на лбу или очельем, без молитвенного трепета, с чистой радостью приветствующую своё Солнышко — сына или мужа. У неё «Месяц под косой блестит, а во лбу — Звезда горит». Звезда — это Храм Василия Блаженного, а Месяц — это похожая на него излучина Москва-реки в районе Воробьевых гор и какие-то объекты или действия в районе Девичьего поле. Память о которых скорее всего сохранилась только в названиях и традиции постройки женских монастырей: там находятся Лужники и Девичье поле т.е. луг и поле. Чем их косят? Косой — словом с двумя значениями: и волосы и сельскохозяйственный инструмент. Использование одинаковых по звучанию и написанию слов, омонимов, может, привести с течением времени, к существенному искажению контекста. Разумеется это не Пушкин ошибся — он просто зарифмовал услышанный им образ из народных сказок. Вероятно в древности существовали какие то распространенные обрядовые мероприятия, на которых женщины совершали какие-то сельскохозяйственные действия. И эти обряды были, в частности, отражены в «женском районе» сакральной географии Москвы.

Русские женщины в традиционных головных уборах
Русские женщины в традиционных головных уборах

Очень похоже, что это была ритуальная уборка урожая женщинами, вполне вероятно, что мужчины к этому процессу не допускались и близко — такие закрытые «женские» ритуалы были распространенным явлением у разных народов. А раз это символические сельхозработы, то они скорее всего совершались без деревянных и каменных храмов и тому подобных строений, прямо на поле. Возможно это специальное «Девичье поле» и было таким природным храмом. Поэтому, когда под действием христианства и т.д. обряды плодородия извели, осталась только неясная память в виде топонимов «луг», «поле» и традиции изолировать в том районе женщин для религиозных ритуалов т.е. строить женские монастыри.   Кстати: в этом случае «Лобное место» явно выпадает из общего ансамбля и скорее всего оно было сооружено попами, чтобы заявить права на владение сакральным местом русского народа.

Пример из современной жизни. Битцевское капище, Москва 2007 год.
Пример из современной жизни. Битцевское капище, Москва 2007 год.

 

В отражении древними и не очень людьми на Земле каких то представлений об устройстве мира нет ничего нового или удивительного. Это очень естественно для народа, достигшего определённого уровня развития… В Ватикане Собор и Площадь Святого Петра  образуют символические ключи от Рая, в Англии есть мегалитический календарь-Стоунхендж, от Греции нам достались названия созвездий, отражающие богатую мифологию… Наши предки тоже не были исключением из этого правила, оставалось только найти их великие творения. А они, оказывается, были у всех на виду! Воистину: «Если хочешь хорошо спрятать — положи на видном месте»!

Геоглифы Наска Площадь св. Петра в Ватикане и Московская Богиня в одном масштабе
Сравните в одном масштабе геоглифы Наска и Площадь св. Петра в Ватикане с Богиней Москвы!

 

Видеоверсия статьи доступна на канале «Искусство Аналитики»: